Самостоятельная запись

Во 2-м модуле трека на курсе «Урок для формирования читательской грамотности» основной акцент делается на вопросах проектирования урока  по предмету для формирования читательской грамотности.

Для проектирования урока, на котором созданы условия для формирования читательской грамотности по предметам, необходимо в рамках занятий на курсе способствовать пониманию учителями следующих положений:

  1. Читательскую грамотность НЕЛЬЗЯ формировать вне предмета. Чтение – это способ, инструмент для решения учебной задачи (проблемы), для изучения предмета.
  2. Важно на уроках специально проектировать и организовывать ситуации чтения и понимания предметных текстов (читаем для чего? решая учебную задачу, читаем что? отвечая на проблемный вопрос, определяем какая информация нам нужна и какие источники ее наиболее полно отражают?).
  3. Учитель понимает, с какими ТЕКСТАМИ он работает на уроке, и ставя задачу формирования читательской грамотности, конструирует учебный материал урока (тексты + вопросы и задания для формирования предметных умений и читательской грамотности).
  4. На уроках разных предметов используются все типы (форматы) текстов, при этом каждый предмет имеет ОСОБЫЕ, характерные только для него типы текстов.
  5. За формирование читательской грамотности отвечают ВСЕ предметы, это комплексная задача для всех учителей.

В ходе изучения материалов программы «Урок для формирования читательской грамотности» слушатели в дистанционном режиме через анализ предметных результатов тренируются в постановке целей для урока, подбирают предметные тексты (с учетом информации, полученной на предыдущем курсе) и проектируют урок по предмету на основе подобранных текстов и для достижения запланированного результата. Такая практическая проба необходима для того, чтобы учителя-предметники при формировании читательской грамотности во главу угла ставили логику изучения предметной темы, учитывая предметные результаты и читательские умения. Учитель при такой пробе выполняет комплексную задачу: определяет учебную, учебно-познавательную или учебно-практическую задачу (или ситуацию чтения на языке читательской грамотности), специально подбирает тексты и составляет вопросы к ним, исходя как из предметных результатов, так и читательских умений. Такая логика необходима, чтобы изменить фокус, связанный с формированием читательской грамотности на уроках в разных предметах, различать задания для формирования, тренировки и диагностики.

В данном курсе предполагаются «Методологические вставки», которые представят слушателям основные принципы урока, спроектированного на основе системно-деятельностного подхода (деятельностные, интерактивные технологии, проектирование урока от результата, правила хорошо поставленной цели).

С точки зрения содержания Программа продолжает курс «Предметные результаты и читательская грамотность».

С точки зрения организации обучения Программа является практико-ориентированной. Слушатели разделены на предметные группы. Слушатели, последовательно работая с материалами и заданиями в дистанционном режиме, получат опыт формулирования целей, исходя из предметных результатов, опыт проектирования урока в своем предмете, направленного на формирование читательской грамотности.

В процессе обучения каждый слушатель разрабатывает 1-ый вариант урока по своему предмету для формирования читательской грамотности для дальнейшей работы на  3 (заключительном)  модуле трека.

СРОК ОБУЧЕНИЯ: 45 часов.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: дистанционно с использованием онлайн-консультаций.

КАТЕГОРИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ:

Работники образования / Школьное образование / Учитель-предметник

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА:

Настоящая программа адресована учителям русского языка и литературы, математики, физики, химии, географии, биологии, истории и обществознания.

ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УРОВНЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ

Опыт работы в офисных программах по созданию текстовых документов (Microsoft Word). Навык работы с электронной почтой.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • способствовать проведению педагогической рефлексии, связанной с определением предметных результатов на языке умений и соотнесения их с умениями по читательской грамотности;
  • способствовать приобретению опыта построения уроков в разных предметных областях от результата с использованием текстов, необходимых для достижения, как предметных результатов, так и результатов по формированию читательской грамотности;
  • способствовать приобретению опыта поиска и составления текстов из разных предметных областей для составления заданий для формирования читательской грамотности;
  • способствовать приобретению опыта составления разноуровневых заданий к текстам, используемым на уроках в разных предметных областях;
  • способствовать приобретению опыта проектирования уроков для формирования читательской грамотности на разных предметах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

  • Знают предметные результаты, переводят эти результаты на язык умений.
  • Понимают, на основании каких предметных текстов возможно достижение предметных результатов и создание условий для формирования читательской грамотности.
  • Знают основные виды деятельности обучающихся и могут использовать их при планировании учебных занятий.
  • Умеют проектировать урок от результата.
  • Умеют формулировать цели и задачи урока с учетом формирования как предметных результатов, так и читательской грамотности.
  • Умеют подбирать (составлять) тексты для конструирования заданий для урока для формирования читательской грамотности.
  • Умеют разрабатывать собственные задания для формирования читательской грамотности на материале разных предметов.