Уважаемые педагоги! Приветствуем Вас на треке “Критическое мышление”, который состоит из трех модулей: 

Модуль 1 “Критическое мышление как компетентность”;

Модуль 2 “ Критическое мышление и его место в школьной действительности”; 

Модуль 3 “Практики развития критического мышления”.

Данный трек может быть интересен тем, кто стремится формировать в учениках умение  принимать эффективные решения и осуществлять качественную рефлексию, видеть ловушки, противоречия и основания для действия. 

Первый модуль трека направлен на компетентность самого педагога, а именно на оформление его представлений о структурно-динамической модели критического мышления, на знакомство с основными инструментами и составными критического мышления. Практический модуль предназначен для проектирования и сопровождения педагогических проб формирования критического мышления на практике. 

Продуктный модуль предполагает предъявление и обсуждение педагогических практик в профессиональном сообществе и формирование карты успешных практик развития критического мышления. 

Предлагаем Вам пройти этот интересный путь. Не обещаем, что будет легко и понятно, но точно интересно.


Актуальность программы обусловлена современными вызовами к системе общего образования. В условиях модернизации роль свободно и самостоятельно мыслящего педагога становиться ключевой. Способности обнаруживать социальные ситуации, требующих критического мышления, ставить проблемные вопросы и стремиться к поиску решений и ответов задают возможности для качественного преобразования образовательной среды: социальных отношений, образовательной деятельности, пространственно-предметного компонента. Известно, что развивать способность критически мыслить в учениках может только тот педагог, который сам обладает данной компетентностью.

Цель программы - обеспечить возможность освоения критической компетентности участниками программы.

Задачи программы:

1) оснастить участников культурно-историческими основаниями критической компетентности;

2) создать условия для построения и оформления слушателями структурно-динамической модели компетентности;

3) организовать тренировки участников трека в критическом мышлении;

4) организовать самоопределение участников относительно мест проб и применения критического мышления в школьной действительности.

 

Отличительные особенности программы:

- модель критического мышления является предметом соглашения авторов программы. Задача участников трека, реализуемая в рамках данной программы – опираясь на теоретические источники, оформить собственную модель компетентности, что предполагает возможность возникновения дискуссии между разработчиками, преподавателями и участниками программы по согласованию модели;

- возможность соавторства реализуется через проблематизацию и достраивание модели критической компетентности, а также через содержательное наполнение элементов практического блока;

- программа теоретического модуля реализуется в трех блоках: культурно-историческом, практическом и диагностическом и направлена на совершенствование критической компетентности самого педагога;

- модуль реализуется в рамках данной программы через дистанционные формы обучения с использованием платформ Moodle, Zoom, Miro, Padlet, Menti.com и др. Дистанционная часть программы реализуется через личный кабинет и форум основной платформы трека.

- большой репертуар форм и видов деятельности: практические занятия, игровые процедуры, проблемная дискуссия, самостоятельная работа, консультации, групповая и индивидуальная рефлексия в онлайн и оффлайн форматах. Программа опирается на системно-деятельностный и проблемно-рефлексивный подходы в образовании;

- индивидуализация обучения реализуется через возможность выбирать тренируемый элемент, уровень сложности и форму тренировки;

- в самом устройстве модуля реализована модель критического мышления: обучаясь, участник проходит этапы критического мышления, каждый раз обращаясь к приобретенному опыту.

В основу программы заложена модель критического мышления, которая является результатом обобщения и интерпретации источников, использованных авторами при разработке программы трека. Предложенная модель является предметом соглашения разработчиков программы и может быть проблематизирована и изменена в процессе реализации трека.

В узком смысле, критическое мышление понимается авторами программы, как качество, свойство мышления конкретного человека, которое включает в себя такие характеристики, как сомнение, открытость, скептицизм.

В широком смысле, в данной программе критическое мышление видится как технология, ядром которой является принятие решения в социальном контексте (рис. Модель критического мышления). Критическая компетентность включает в себя ряд этапов, каждый из которых приближает индивида к разрешению проблемы, конфликта. Кроме того, успешное прохождение этапов связано с овладением инструментами мышления.

 Этапы и продолжительность образовательного процесса

Организация обучения по программе осуществляется в очно-заочной форме, реализуется в дистанционном и реальном формате. 

Объем учебного времени: 36 часов (8 часов очно, 28 часов дистанционно).

Этапность в реализации программы задается логикой ее разворачивания, и предполагает работу с двумя блоками: культурно – историческим (инвариантная часть) и практическим (вариативная часть).

Категория слушателей – педагоги общего и дополнительного образования.

Используемые формы и методы обучения: практические занятия, игровые процедуры, проблемная дискуссия, самостоятельная работа, консультации, групповая и индивидуальная рефлексия.

Результаты освоения программы

1)         В результате прохождения культурно - исторического блока программы слушатели будут знать:

- содержание этапов и подходов к изучению критического мышления;

- содержание, структуру и динамику критической компетентности;

- отличительные особенности критического мышления от других типов мышления.

2)         В результате прохождения практического блока программы слушатели будут уметь:

- обнаруживать ситуации социальной действительности, в которых уместно и востребовано использование навыков критического мышления;

- обнаруживать и оформлять конфликты и проблемные ситуации;

- использовать техники, методы и инструменты для анализа проблемной ситуации и выработки решений;

- осуществлять рефлексию собственной деятельности.


Актуальность модуля задается современными вызовами, которые фиксируют исключительную роль учителя в организации процесса обучения. Современный учитель должен уметь создавать условия не только для освоения предметных навыков, но и важнейших компетенций.

 Развитие у учащихся способности самостоятельно мыслить, решать проблемные и творческие задачи – невозможно без формирования критического мышления. Таким образом, задачей учителя становится не только переосмысление содержания своей педагогической деятельности, но и изменение педагогического дизайна урока и тех образовательных событий, которые он организовывает.  

Содержание модуля способствует развитию у педагогов таких профессиональных компетенций как:

1.              Проектные (определение области изменений, определение необходимости и уместности изменений, разработка действий по осуществлению изменений - планирование, организация ресурсов).

1.              Цифровые (преобразование информационного контента, организация программных продуктов в образовательных контекстах).

2.              Организационные (целеполагание для коллективной деятельности, разработка условий для достижения целей, разработка структур, менеджмент).

3.              Умение учиться (различение социальных и учебных задач, обращение к учебному действию, самомотивация).

4.              Разрешение проблем и конфликтов (критическое мышление, сценирование и режиссура).

 

Цель программы ДПО: обеспечить освоение учителями методических приемов и инструментов развития критического мышления.

Задачи программы ДПО:

1.    создать условия для организации практических проб участников программы по формированию критического мышления;

2.   организовать сопровождение и супервизию практических проб педагогов;

3.   организовать супервизорскую, коллегиальную и персональную оценку и рефлексию практических проб участника;

Отличительные особенности программы:

·      в отличие от теоретического модуля, где основной акцент делается на самого учителя и его собственное критическое мышление, на практическом модуле предмет работы- инструменты, способы учителя для создания условий по формированию критического мышления у учащихся; 

·      пространство для индивидуальных и командных практических проб. Оформление притязаний на стартовом этапе может служить способом группирования участников трека: участники со схожими идеями практических проб могут по своему желанию объединяться в пары или тройки и осуществлять совместную разработку. Такой вариант с одной стороны облегчает для участника движение по модулю (в командной работе персональные вклады могут различаться), с другой стороны, необходимость совместного действия и коммуникации усложняет и требует особых усилий по распределенному “мышлению”, что само по себе уже является тренировкой критического мышления; 

- модель критического мышления является предметом соглашения авторов программы и разрабатывается совместно в процессе участия в программе ПК. На выходе из первого модуля в результате соглашения авторов программы появляется модель критического мышления. Функция модели состоит в том, что она служит основанием для конструирования практической пробы по формированию критического мышления. Предполагается, что при пробе конструирования на основе модели, сама модель может претерпевать изменения, достройки и т.д. Такая “пластичность” характера программы задает трудности для ее менеджмента, но и вместе с этим открывает возможность для подлинного СОучастия (соавторства)  учителя в программе.   Такой процесс “оживления” модели за счет конструирования пробы на ее основе позволяет в перспективе делать выводы относительно валидности модели и открывает возможность для ее пересмотра и персонального движения участника;

-программа практического модуля реализуется в трех блоках: проектировочном, практическом и диагностическом и направлена на разработку и реализацию проб развития критического мышления у учащихся; 

- модуль реализуется через дистанционные формы обучения с использованием платформ Moodle, Zoom, Miro, Padlet, Menti.com и др. Дистанционная часть программы реализуется через личный кабинет и форум основной платформы трека;

- индивидуализация обучения реализуется через возможность выбора замысла проектной пробы в зависимости от притязаний педагога  (критическое мышление может выступать как предмет тренировки в выбранной пробе или как метапредмет в выбранной педагогом пробе);

- в самом устройстве модуля реализована модель критического мышления: проектирование предполагает принятие решений в социальном контексте, что означает обращение к критическому мышлению самого педагога. Таким образом, критическое мышление выступает и как условие (инструмент) и как предмет проектирования. 

- формирующее оценивание представляет собой сочетание экспертной, внутригрупповой (оценка коллег по треку) и самооценки. Это дает возможность участнику увидеть обратную связь профессионального сообщества и соотнести ее с собственной оценкой. 

Этапы и продолжительность образовательного процесса

Организация обучения по модулю “Критическое мышление и его место в школьной действительности” осуществляется в очно-заочной форме, с применением дистанционного формата.

Трудоемкость модуля: 33 ак.часа (27 – заочно, 6 - очно).

Модуль предполагает 33 рабочих часа, но они могут занимать бОльший промежуток реального времени, так как некоторые этапы требуют остановки и осмысления (ориентировочно второй модуль может быть развернут в течение 3х-4х недель).

Набор слушателей на программу дополнительного профессионального образования “Критическое мышление” происходит при прохождении и успешно пройденной аттестации по теоретическому модулю (более 80 % верных ответов) + оформление замысла проектной пробы участника программы.  Возможен вход в трек сразу в практический модуль, при условии, что участник выполняет успешно выходной тест теоретического модуля. Тем участникам, кто имеет подтвержденную пройденную аттестацию по первому модулю, автоматически засчитываются 2 часа входной диагностики практического модуля. Если диагностика пройдена с меньшими баллами, участнику предлагается пройти первый модуль трека.

 Выход из практического модуля представляет собой экспертную оценку практической пробы на основе формирующего оценивания.

Категория слушателей – педагоги основного и среднего уровня общего образования, педагоги дополнительного образования, успешно прошедшие аттестацию по первому модулю.

Используемые формы и методы обучения: самостоятельная работа –оформление разработки, апробация, взаимоэкспертиза, супервизия, самооценивание, экспертная оценка.

Результаты освоения программы ДПО:

1.   будут уметь применять инструменты и методические приемы развития критического мышления у школьников.

2.   будут уметь осуществлять рефлексию практической пробы по развитию критического мышления у школьников.

Итоговый документ: удостоверение о повышении квалификации установленного образца. 


Актуальность модуля задается современными вызовами к педагогу нового поколения. Умение оформлять свои идеи в методические разработки для последующей передачи (осмысления, рефлексии и использования) педагогическому сообществу чрезвычайно важны.

И проектирование, и исследование как современные и перспективные для образования виды деятельности содержат в обязательном порядке известные риски, поскольку ориентированы на неопределенное будущее. Отсюда, готовность к риску и деятельности в условиях неопределенности требует иных форм освоения.

Содержание модуля способствует развитию у педагогов таких профессиональных компетенций как:

1.              Проектные (определение области изменений, определение необходимости и уместности изменений, разработка действий по осуществлению изменений - планирование, организация ресурсов).

1.              Цифровые (преобразование информационного контента, организация программных продуктов в образовательных контекстах).

2.              Организационные (целеполагание для коллективной деятельности, разработка условий для достижения целей, разработка структур, менеджмент).

3.              Умение учиться (различение социальных и учебных задач, обращение к учебному действию, самомотивация).

4.              Разрешение проблем и конфликтов (критическое мышление, сценирование и режиссура).

 

Цель модуля трека в рамках данной программы ПК: создать интерактивную образовательную среду, позволяющую организовать работу по обобщению опыта педагогов.

 Задачи программы:

1.                  создать условия для проектирования и реализации методических проб педагогов;

2.                  организовать сопровождение и супервизию методических проб педагогов;

3.                  организовать предъявление методических разработок в сообществе; 

4.                  организовать супервизорскую, коллегиальную и персональную оценку и рефлексию методических разработок участника.

 

Отличительные особенности программы:

·          в отличие от практического модуля, где акцент был сделан на инструментах, способах учителя по созданию условий для формирования критического мышления у учащихся, на продуктном модуле данной программы ПК предмет работы- методическая компетентность педагога. Данный модуль предполагает упаковку, оформление замысла пробы в методическую разработку для последующей передачи (осмысления, рефлексии и использования) педагогическому сообществу.

·          участники могут выбрать и оформить практическую пробу второго модуля в методическую разработку, либо сконструировать, опробовать и описать новую методическую разработку; 

·          пространство для индивидуальных и командных методических разработок. Оформление притязаний на стартовом этапе может служить способом группирования участников трека: участники со схожими идеями методических разработок могут по своему желанию объединяться в пары или тройки и осуществлять совместную разработку (либо продолжать работать в микрогруппе со второго модуля). Такой вариант с одной стороны, облегчает для участника движение по модулю (в командной работе персональные вклады могут различаться), с другой стороны, необходимость совместного действия и коммуникации усложняет и требует особых усилий по распределенному “мышлению”, что само по себе уже является тренировкой критического мышления; 

- модель критического мышления является предметом соглашения авторов программы. Методическая разработка предполагает осмысление и описание того, какая модель критического мышления является основанием для конструирования разработки. Предполагается, что при пробе конструирования на основе модели, сама модель может претерпевать изменения, достройки и т.д. Такая “пластичность” характера программы задает трудности для ее менеджмента, но и вместе с этим открывает возможность для подлинного СОучастия (соавторства)  учителя в программе.   Такой процесс “оживления” модели за счет конструирования пробы на ее основе позволяет в перспективе делать выводы относительно валидности модели и открывает возможность для ее пересмотра и персонального движения участника.

- программа продуктного модуля реализуется в трех  блоках: проектировочном, практическом и диагностическом и направлена на оформление и апробацию методических разработок для развития критического мышления у учащихся;

- модуль реализуется через дистанционные формы обучения с использованием платформ Moodle, Zoom, Miro, Padlet, Menti.com и др. Дистанционная часть программы реализуется через личный кабинет и форум основной платформы трека;

- индивидуализация обучения реализуется через возможность выбора замысла разработки в зависимости от притязаний педагога  (критическое мышление может выступать как предмет тренировки в выбранной пробе или как метапредмет в выбранной педагогом пробе);

- в самом устройстве модуля реализована модель критического мышления: проектирование предполагает принятие решений в социальном контексте, что означает обращение к критическому мышлению самого педагога. Таким образом, критическое мышление выступает и как условие (инструмент) и как предмет проектирования. 

- формирующее оценивание представляет собой сочетание экспертной, внутригрупповой (оценка коллег по треку) и самооценки. Это дает возможность участнику увидеть обратную связь профессионального сообщества и соотнести ее с собственной оценкой. 

- разные уровни предъявления результатов.. Ценность методических разработок состоит в том, что они могут быть опорой для профессиональной коммуникации и взаимного обогащения, для фиксации и оформления успешных практик с возможностью их передачи. Данный модуль предполагает предъявление результатов на уровне своей общественной организации, на уровне РМО, СМО, в рамках профессиональных событий, таких как: конференция “Практики развития”, “Современная дидактика” и т.д. 

 

Этапы и продолжительность образовательного процесса

Организация обучения по модулю “Практики развития критического мышления” осуществляется в очно-заочной форме, реализуется в дистанционном и реальном формате.

Трудоемкость модуля: 32 ак.часа (25 – заочно, 7 - очно).

Модуль предполагает 32 рабочих часа, но они могут занимать бОльший промежуток реального времени, так как некоторые этапы требуют остановки и осмысления (ориентировочно второй модуль может быть развернут в течение 3х-4х недель).

 

Набор слушателей на третий модуль программы дополнительного профессионального образования “Критическое мышление” происходит при условии выпуска из второго модуля. На старте продуктного модуля участнику предлагается оформить замысел своей методической разработки (рамочно). Далее участник оформляет свою разработку, апробирует ее и представляет к защите. Выход из продуктного модуля представляет собой экспертную оценку методической разработки (взаимоэкспертиза, супервизия, самооценивание).

Категория слушателей – педагоги основного и среднего уровня общего образования, педагоги дополнительного образования.

Используемые формы и методы обучения: самостоятельная работа – индивидуальная или групповая – оформление разработки, апробация, представление к защите, консультации, экспертная оценка.

Результаты освоения модуля:

1.                  участники будут уметь оформлять собственные методические разработки, направленные на развитие критического мышления у школьников;

2.                  участники будут уметь рефлексировать собственные методические разработки, направленные на развитие критического мышления у школьников.

Итоговый документ: удостоверение о повышении квалификации установленного образца.