Самостоятельная запись

Курс «Методическая копилка: формируем читательскую грамотность» является окончанием обучения на треке «Читательская грамотность» и «продуктным» итогом обучения на предыдущих модулях трека: курсы «Предметные результаты и читательская грамотность» и «Уроки для формирования читательской грамотности».

Ключевой деятельностью слушателей в данной программе является методическая деятельность, связанная проведением, анализом, рефлексией и описанием приемов и  деятельности на уроков для формирования читательской грамотности.

В рамках обучения в данной программе слушатели анализируют видеоурок по предложенному формату. Формат анализа урока, предложенный слушателям заставляет посмотреть на  уроки с точки зрения формирования читательской грамотности, не забывая о предметных результатах.  Работа со схемой анализа позволит не только проанализировать уроки по предмету, но и позволит конструировать свои уроки с учетом особенностей коммуникативно-деятельностной технологии построения уроков.

В рамках программы «Методическая копилка: формируем читательскую грамотность» предусмотрена организация конференции «Фестиваль мастер-классов: способы работы с текстами в разных предметных областях», на которой каждый слушатель представляет свой мастер-класс (специально подготовленный). 

Методологическими основаниями содержания педагогической деятельности слушателей (учителей) являются положения, связанные с деятельностным подходом к организации, как своей деятельности, так и деятельности школьников.

При конструировании уроков, при подготовке мастер-классов и их описании слушатель должен удерживать главные принципы деятельностного урока: грамотности и метапредметные умения формируется не отдельно от предметных результатов, а грамотности являются средством для формирования предметных результатов, освоения содержания предмета. Задача учителя заключается в том, чтобы специально обустроить пространство урока по предмету, создать такие условия, чтобы у школьников появилась возможность формирования умений, связанных с метапредметностью и грамотностью. Такое деятельностное пространство возможно создать, когда учитель превращает знаниевое содержание в учебную задачу. При формировании читательской грамотности учебная задача должна содержать в себе определенную ситуацию для чтения. Чтение становится не целью, а средством, способом для решения учебной задачи. 

Итоговым продуктом курса, а также всего трека является 2-ой (окончательный) вариант  урока по предмету. Слушатели корректируют, исправляют, дополняют описание 1-го варианта урока, подготовленного на 2-ом модуле, с учетом тех характеристик и параметров, которые определены при анализе урока и разработке мастер-класса.

СРОК ОБУЧЕНИЯ: 30 часов.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: дистанционно.

КАТЕГОРИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ:

Работники образования / Школьное образование / Учитель-предметник

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА:

Настоящая программа адресована учителям русского языка и литературы, математики, физики, химии, географии, биологии, истории и обществознания.

ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УРОВНЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ

Опыт работы в офисных программах по созданию текстовых документов (Microsoft Word). Навык работы с электронной почтой.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • способствовать повышению методической компетентности при описании уроков в разных предметных областях для формирования читательской грамотности. 
  • способствовать формированию умения постановки различных видов учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организации их решения (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей среднего и старшего школьного возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания;
  • способствовать приобретению опыта анализа и построения уроков в разных предметных областях от результата с использованием текстов, необходимых для достижения, как предметных результатов, так и результатов по формированию читательской грамотности;
  • способствовать приобретению опыта  педагогической рефлексии по описанию приемов работы с текстами в разных предметных областях.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

  • могут использовать готовые задания по читательской грамотности для проектирования уроков в разных предметных областях;
  • умеют разрабатывать материалы учебных занятий в соответствии с выбранной тематикой и запланированными результатами урока для формирования читательской грамотности;
  • умеют подбирать формы работы на уроке, способствующие формированию и развитию различных умений из области работы с информацией (читательских умений);
  • могут анализировать уроки (условия, учебные материалы, задания, организацию деятельности обучающихся) с точки зрения создания условий для формирования читательской грамотности;
  • могут описывать и представлять (в форме мастер-класса) приемы по формированию читательской грамотности на разных предметах.