Самостоятельная запись

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Несколько слов о самом треке и его особенностях.

Главной задачей трека является научить учителя проектировать уроки, на которых создаются условия для формирования читательской грамотности, не акцентируя внимания на тестовых заданиях для оценивания ЧГ как единственном способе формирования ЧГ.

До сих пор основной акцент в читательской грамотности делали на ее измерении. В данном курсе ключевой идеей является формирование читательской грамотности.

На  1 модуле трека «Предметные результаты и читательская грамотность» вы  знакомитесь с понятием читательской грамотности в современном мире, затем через анализ предметных результатов и соотнесение предметных результатов и читательских умений готовите материал (текстовую задачу) для возможности включения ее в урок по предмету.

На 2 модуле «Уроки для формирования читательской грамотности»  вы осуществляете педагогическую пробу, связанную с разработкой урока по предмету для формированию читательской грамотности. 

Такая проба необходима для того, чтобы вы, как учителя-предметники, при формировании читательской грамотности во главу угла ставили логику изучения предметной темы, предметные результаты в сочетании с читательскими умениями. Учитель при такой пробе выполняет комплексную задачу: определяет учебную, учебно-познавательную или учебно-практическую задачу (или ситуацию чтения на языке читательской грамотности), специально подбирает тексты и составляет вопросы к ним, исходя как из предметных результатов, так и из читательских умений. Такая логика движения в материале необходима, чтобы изменить фокус, связанный с формированием читательской грамотности на уроках в разных предметах, различать задания для формирования, тренировки и диагностики.

В данном курсе предполагаются методические вставки, которые позволят вам познакомиться с основными принципами урока, спроектированного на основе системно-деятельностного подхода.

В результате вы составите первый вариант своего урока по предмету (итоговое задание курса), с которым вы переходите на 3-й модуль трека.

В завершение трека на модуле 3 вы проходите курс «Методическая копилка: формируем читательскую грамотность».  На этом заключительном модуле мы продолжаем говорить про уроки.  На модуле вы проанализируете видеоурок. Такой анализ урока важен прежде всего затем, чтобы освоить параметры такого анализа и возможность перенесения на вашу практику. 3 модуль связан и возможностью передачи ваших знаний и умений другим учителям. На это направлено тема "Мастер-класс" и участие в конференции "Фестиваль мастер-классов: способы работы с текстами в разных предметных областях" . Заканчиваете трек и 3 модуль вы окончательным вариантом урока  по предмету для формирования читательской грамотности.

Курс  «Предметные результаты и читательская грамотность» 

Одна из основных особенностей курса – постоянное обращение педагога к собственному опыту, с одной стороны, и создание своего «образа» той новой педагогической практики, которая необходима для достижения целей развития грамотности чтения учеников.

Субъектная позиция слушателей в освоении содержания курса обеспечивается специальными принципами организации их деятельности. 

Первый принцип – совершенствование читательской грамотности самих слушателей – заключается в том, что

  • освоение основных понятий курса строится на самостоятельном чтении (слушании) текстов разного формата, объёма  и выполнении заданий к нему;
  • формирование читательской грамотности самих слушателей поддерживается включением в курс специальных материалов о том, как читать и понимать тексты по математике, истории и т.п.;
  • задания  к текстам проверяют все группы читательских умений;
  • учитель сам проверяет свою работу и получает развёрнутый комментарий к своим ответам;
  • учитель сначала тренируется в конструировании блоков заданий по читательской грамотности на материале своего предмета, а затем разрабатывает такой блок заданий самостоятельно.

Второй принцип  –  моделирование взаимодействия учителей разных предметов для решения задач по формированию читательской грамотности учеников. В первой и второй теме программы все учителя работают с основными понятиями: читательская грамотность, основные читательские умения, уровни читательской грамотности, форматы и типы текстов. За счёт этого создаётся некий единый педагогический язык. В третьей теме каждый педагог, кроме общего материала – работы с читательскими умениями, знакомится с тем, как формируется одно из читательских умений средствами другого предмета.

С точки зрения организации обучения, Программа является практико-ориентированной. В процессе обучения каждый слушатель разрабатывает блок заданий по читательской грамотности на материале своего предмета (тема 4). Учебные материалы слушателей будут оценивать преподаватели-предметники. Задания по читательской грамотности по предмету, разработанные самими учителями могут лечь в основу урока для формирования читательской грамотности, который будет разрабатываться в следующих модулях.

СРОК ОБУЧЕНИЯ: 45 часов.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: дистанционно.

КАТЕГОРИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ:

Работники образования / Школьное образование / Учитель-предметник

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА:

Настоящая программа адресована учителям русского языка и литературы, математики, физики, химии, географии, биологии, истории и обществознания.

ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УРОВНЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ

Опыт работы в офисных программах по созданию текстовых документов (Microsoft Word). Навык работы с электронной почтой.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • сформировать  представление о читательской грамотности школьников как одном из основных планируемых результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС;
  • проанализировать дефициты в освоении читательской грамотности школьниками на материале исследования PISA;
  • способствовать проведению педагогической рефлексии, связанной с пониманием текстового потенциала разных учебных предметов, возможного их вклада в формирование читательской грамотности;
  • способствовать приобретению опыта в сопоставлении основных содержательных линий предмета, ключевых понятий и основных читательских умений;
  • организовать практическую работу по конструированию составных (множественных) текстов на предметном материале  и системы учебных заданий к ним для формирования читательской грамотности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

  • знают и могут объяснить понятие «читательская грамотность», выделить отличительные особенности этого понятия в исследовании PIRLS и PISA;
  • различают основные читательские действия, составляющие понятие «читательская грамотность» обучающихся;
  • знают основные группы читательских умений (на материале исследования PISA и российского мониторинга функциональной грамотности);
  • знают основные форматы (типы) текстов в исследовании PISA: сплошной, несплошной, смешанный, составной (множественный);
  • умеют отбирать тексты в соответствии с целями и задачами урока с позиций формирования предметных и читательских умений;
  • умеют конструировать составной (множественный) текст для формирования сложных читательских умений; 
  • умеют разрабатывать задания для формирования разных групп читательских умений на материале преподаваемого предмета.