Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Несколько слов о самом треке и его особенностях.

Главной задачей трека является научить учителя проектировать уроки, на которых создаются условия для формирования читательской грамотности, не акцентируя внимания на тестовых заданиях для оценивания ЧГ как единственном способе формирования ЧГ.

До сих пор основной акцент в читательской грамотности делали на ее измерении. В данном курсе ключевой идеей является формирование читательской грамотности.

На  1 модуле трека «Предметные результаты и читательская грамотность» вы  знакомитесь с понятием читательской грамотности в современном мире, затем через анализ предметных результатов и соотнесение предметных результатов и читательских умений готовите материал (текстовую задачу) для возможности включения ее в урок по предмету.

На 2 модуле «Уроки для формирования читательской грамотности»  вы осуществляете педагогическую пробу, связанную с разработкой урока по предмету для формированию читательской грамотности. 

Такая проба необходима для того, чтобы вы, как учителя-предметники, при формировании читательской грамотности во главу угла ставили логику изучения предметной темы, предметные результаты в сочетании с читательскими умениями. Учитель при такой пробе выполняет комплексную задачу: определяет учебную, учебно-познавательную или учебно-практическую задачу (или ситуацию чтения на языке читательской грамотности), специально подбирает тексты и составляет вопросы к ним, исходя как из предметных результатов, так и из читательских умений. Такая логика движения в материале необходима, чтобы изменить фокус, связанный с формированием читательской грамотности на уроках в разных предметах, различать задания для формирования, тренировки и диагностики.

В данном курсе предполагаются методические вставки, которые позволят вам познакомиться с основными принципами урока, спроектированного на основе системно-деятельностного подхода.

В результате вы составите первый вариант своего урока по предмету (итоговое задание курса), с которым вы переходите на 3-й модуль трека.

В завершение трека на модуле 3 вы проходите курс «Методическая копилка: формируем читательскую грамотность».  На этом заключительном модуле мы продолжаем говорить про уроки.  На модуле вы проанализируете видеоурок. Такой анализ урока важен прежде всего затем, чтобы освоить параметры такого анализа и возможность перенесения на вашу практику. 3 модуль связан и возможностью передачи ваших знаний и умений другим учителям. На это направлено тема "Мастер-класс" и участие в конференции "Фестиваль мастер-классов: способы работы с текстами в разных предметных областях" . Заканчиваете трек и 3 модуль вы окончательным вариантом урока  по предмету для формирования читательской грамотности.

Курс  «Предметные результаты и читательская грамотность» 

Одна из основных особенностей курса – постоянное обращение педагога к собственному опыту, с одной стороны, и создание своего «образа» той новой педагогической практики, которая необходима для достижения целей развития грамотности чтения учеников.

Субъектная позиция слушателей в освоении содержания курса обеспечивается специальными принципами организации их деятельности. 

Первый принцип – совершенствование читательской грамотности самих слушателей – заключается в том, что

  • освоение основных понятий курса строится на самостоятельном чтении (слушании) текстов разного формата, объёма  и выполнении заданий к нему;
  • формирование читательской грамотности самих слушателей поддерживается включением в курс специальных материалов о том, как читать и понимать тексты по математике, истории и т.п.;
  • задания  к текстам проверяют все группы читательских умений;
  • учитель сам проверяет свою работу и получает развёрнутый комментарий к своим ответам;
  • учитель сначала тренируется в конструировании блоков заданий по читательской грамотности на материале своего предмета, а затем разрабатывает такой блок заданий самостоятельно.

Второй принцип  –  моделирование взаимодействия учителей разных предметов для решения задач по формированию читательской грамотности учеников. В первой и второй теме программы все учителя работают с основными понятиями: читательская грамотность, основные читательские умения, уровни читательской грамотности, форматы и типы текстов. За счёт этого создаётся некий единый педагогический язык. В третьей теме каждый педагог, кроме общего материала – работы с читательскими умениями, знакомится с тем, как формируется одно из читательских умений средствами другого предмета.

С точки зрения организации обучения, Программа является практико-ориентированной. В процессе обучения каждый слушатель разрабатывает блок заданий по читательской грамотности на материале своего предмета (тема 4). Учебные материалы слушателей будут оценивать преподаватели-предметники. Задания по читательской грамотности по предмету, разработанные самими учителями могут лечь в основу урока для формирования читательской грамотности, который будет разрабатываться в следующих модулях.

СРОК ОБУЧЕНИЯ: 45 часов.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: дистанционно.

КАТЕГОРИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ:

Работники образования / Школьное образование / Учитель-предметник

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА:

Настоящая программа адресована учителям русского языка и литературы, математики, физики, химии, географии, биологии, истории и обществознания.

ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УРОВНЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ

Опыт работы в офисных программах по созданию текстовых документов (Microsoft Word). Навык работы с электронной почтой.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • сформировать  представление о читательской грамотности школьников как одном из основных планируемых результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС;
  • проанализировать дефициты в освоении читательской грамотности школьниками на материале исследования PISA;
  • способствовать проведению педагогической рефлексии, связанной с пониманием текстового потенциала разных учебных предметов, возможного их вклада в формирование читательской грамотности;
  • способствовать приобретению опыта в сопоставлении основных содержательных линий предмета, ключевых понятий и основных читательских умений;
  • организовать практическую работу по конструированию составных (множественных) текстов на предметном материале  и системы учебных заданий к ним для формирования читательской грамотности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

  • знают и могут объяснить понятие «читательская грамотность», выделить отличительные особенности этого понятия в исследовании PIRLS и PISA;
  • различают основные читательские действия, составляющие понятие «читательская грамотность» обучающихся;
  • знают основные группы читательских умений (на материале исследования PISA и российского мониторинга функциональной грамотности);
  • знают основные форматы (типы) текстов в исследовании PISA: сплошной, несплошной, смешанный, составной (множественный);
  • умеют отбирать тексты в соответствии с целями и задачами урока с позиций формирования предметных и читательских умений;
  • умеют конструировать составной (множественный) текст для формирования сложных читательских умений; 
  • умеют разрабатывать задания для формирования разных групп читательских умений на материале преподаваемого предмета.

Во 2-м модуле трека на курсе «Урок для формирования читательской грамотности» основной акцент делается на вопросах проектирования урока  по предмету для формирования читательской грамотности.

Для проектирования урока, на котором созданы условия для формирования читательской грамотности по предметам, необходимо в рамках занятий на курсе способствовать пониманию учителями следующих положений:

  1. Читательскую грамотность НЕЛЬЗЯ формировать вне предмета. Чтение – это способ, инструмент для решения учебной задачи (проблемы), для изучения предмета.
  2. Важно на уроках специально проектировать и организовывать ситуации чтения и понимания предметных текстов (читаем для чего? решая учебную задачу, читаем что? отвечая на проблемный вопрос, определяем какая информация нам нужна и какие источники ее наиболее полно отражают?).
  3. Учитель понимает, с какими ТЕКСТАМИ он работает на уроке, и ставя задачу формирования читательской грамотности, конструирует учебный материал урока (тексты + вопросы и задания для формирования предметных умений и читательской грамотности).
  4. На уроках разных предметов используются все типы (форматы) текстов, при этом каждый предмет имеет ОСОБЫЕ, характерные только для него типы текстов.
  5. За формирование читательской грамотности отвечают ВСЕ предметы, это комплексная задача для всех учителей.

В ходе изучения материалов программы «Урок для формирования читательской грамотности» слушатели в дистанционном режиме через анализ предметных результатов тренируются в постановке целей для урока, подбирают предметные тексты (с учетом информации, полученной на предыдущем курсе) и проектируют урок по предмету на основе подобранных текстов и для достижения запланированного результата. Такая практическая проба необходима для того, чтобы учителя-предметники при формировании читательской грамотности во главу угла ставили логику изучения предметной темы, учитывая предметные результаты и читательские умения. Учитель при такой пробе выполняет комплексную задачу: определяет учебную, учебно-познавательную или учебно-практическую задачу (или ситуацию чтения на языке читательской грамотности), специально подбирает тексты и составляет вопросы к ним, исходя как из предметных результатов, так и читательских умений. Такая логика необходима, чтобы изменить фокус, связанный с формированием читательской грамотности на уроках в разных предметах, различать задания для формирования, тренировки и диагностики.

В данном курсе предполагаются «Методологические вставки», которые представят слушателям основные принципы урока, спроектированного на основе системно-деятельностного подхода (деятельностные, интерактивные технологии, проектирование урока от результата, правила хорошо поставленной цели).

С точки зрения содержания Программа продолжает курс «Предметные результаты и читательская грамотность».

С точки зрения организации обучения Программа является практико-ориентированной. Слушатели разделены на предметные группы. Слушатели, последовательно работая с материалами и заданиями в дистанционном режиме, получат опыт формулирования целей, исходя из предметных результатов, опыт проектирования урока в своем предмете, направленного на формирование читательской грамотности.

В процессе обучения каждый слушатель разрабатывает 1-ый вариант урока по своему предмету для формирования читательской грамотности для дальнейшей работы на  3 (заключительном)  модуле трека.

СРОК ОБУЧЕНИЯ: 45 часов.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: дистанционно с использованием онлайн-консультаций.

КАТЕГОРИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ:

Работники образования / Школьное образование / Учитель-предметник

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА:

Настоящая программа адресована учителям русского языка и литературы, математики, физики, химии, географии, биологии, истории и обществознания.

ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УРОВНЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ

Опыт работы в офисных программах по созданию текстовых документов (Microsoft Word). Навык работы с электронной почтой.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • способствовать проведению педагогической рефлексии, связанной с определением предметных результатов на языке умений и соотнесения их с умениями по читательской грамотности;
  • способствовать приобретению опыта построения уроков в разных предметных областях от результата с использованием текстов, необходимых для достижения, как предметных результатов, так и результатов по формированию читательской грамотности;
  • способствовать приобретению опыта поиска и составления текстов из разных предметных областей для составления заданий для формирования читательской грамотности;
  • способствовать приобретению опыта составления разноуровневых заданий к текстам, используемым на уроках в разных предметных областях;
  • способствовать приобретению опыта проектирования уроков для формирования читательской грамотности на разных предметах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

  • Знают предметные результаты, переводят эти результаты на язык умений.
  • Понимают, на основании каких предметных текстов возможно достижение предметных результатов и создание условий для формирования читательской грамотности.
  • Знают основные виды деятельности обучающихся и могут использовать их при планировании учебных занятий.
  • Умеют проектировать урок от результата.
  • Умеют формулировать цели и задачи урока с учетом формирования как предметных результатов, так и читательской грамотности.
  • Умеют подбирать (составлять) тексты для конструирования заданий для урока для формирования читательской грамотности.
  • Умеют разрабатывать собственные задания для формирования читательской грамотности на материале разных предметов.

Курс «Методическая копилка: формируем читательскую грамотность» является окончанием обучения на треке «Читательская грамотность» и «продуктным» итогом обучения на предыдущих модулях трека: курсы «Предметные результаты и читательская грамотность» и «Уроки для формирования читательской грамотности».

Ключевой деятельностью слушателей в данной программе является методическая деятельность, связанная проведением, анализом, рефлексией и описанием приемов и  деятельности на уроков для формирования читательской грамотности.

В рамках обучения в данной программе слушатели анализируют видеоурок по предложенному формату. Формат анализа урока, предложенный слушателям заставляет посмотреть на  уроки с точки зрения формирования читательской грамотности, не забывая о предметных результатах.  Работа со схемой анализа позволит не только проанализировать уроки по предмету, но и позволит конструировать свои уроки с учетом особенностей коммуникативно-деятельностной технологии построения уроков.

В рамках программы «Методическая копилка: формируем читательскую грамотность» предусмотрена организация конференции «Фестиваль мастер-классов: способы работы с текстами в разных предметных областях», на которой каждый слушатель представляет свой мастер-класс (специально подготовленный). 

Методологическими основаниями содержания педагогической деятельности слушателей (учителей) являются положения, связанные с деятельностным подходом к организации, как своей деятельности, так и деятельности школьников.

При конструировании уроков, при подготовке мастер-классов и их описании слушатель должен удерживать главные принципы деятельностного урока: грамотности и метапредметные умения формируется не отдельно от предметных результатов, а грамотности являются средством для формирования предметных результатов, освоения содержания предмета. Задача учителя заключается в том, чтобы специально обустроить пространство урока по предмету, создать такие условия, чтобы у школьников появилась возможность формирования умений, связанных с метапредметностью и грамотностью. Такое деятельностное пространство возможно создать, когда учитель превращает знаниевое содержание в учебную задачу. При формировании читательской грамотности учебная задача должна содержать в себе определенную ситуацию для чтения. Чтение становится не целью, а средством, способом для решения учебной задачи. 

Итоговым продуктом курса, а также всего трека является 2-ой (окончательный) вариант  урока по предмету. Слушатели корректируют, исправляют, дополняют описание 1-го варианта урока, подготовленного на 2-ом модуле, с учетом тех характеристик и параметров, которые определены при анализе урока и разработке мастер-класса.

СРОК ОБУЧЕНИЯ: 30 часов.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: дистанционно.

КАТЕГОРИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ:

Работники образования / Школьное образование / Учитель-предметник

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА:

Настоящая программа адресована учителям русского языка и литературы, математики, физики, химии, географии, биологии, истории и обществознания.

ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УРОВНЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ

Опыт работы в офисных программах по созданию текстовых документов (Microsoft Word). Навык работы с электронной почтой.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • способствовать повышению методической компетентности при описании уроков в разных предметных областях для формирования читательской грамотности. 
  • способствовать формированию умения постановки различных видов учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организации их решения (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей среднего и старшего школьного возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания;
  • способствовать приобретению опыта анализа и построения уроков в разных предметных областях от результата с использованием текстов, необходимых для достижения, как предметных результатов, так и результатов по формированию читательской грамотности;
  • способствовать приобретению опыта  педагогической рефлексии по описанию приемов работы с текстами в разных предметных областях.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

  • могут использовать готовые задания по читательской грамотности для проектирования уроков в разных предметных областях;
  • умеют разрабатывать материалы учебных занятий в соответствии с выбранной тематикой и запланированными результатами урока для формирования читательской грамотности;
  • умеют подбирать формы работы на уроке, способствующие формированию и развитию различных умений из области работы с информацией (читательских умений);
  • могут анализировать уроки (условия, учебные материалы, задания, организацию деятельности обучающихся) с точки зрения создания условий для формирования читательской грамотности;
  • могут описывать и представлять (в форме мастер-класса) приемы по формированию читательской грамотности на разных предметах.