Наконец-то приходит время, когда сам Человек, его эмоции, мотивации и развитие становится главным в нашем мире. Многие исследователи признают эмоциональность ключевым фактором достижения успеха личностью, более существенным, чем интеллектуальные способности. Но этот великолепный человеческий потенциал требует развития: изменения норм педагогического общения, обустройства дидактической и воспитательной системы для "оспосабливания" ребенка в мире. Результатом такой работы является новый социальный опыт обучающихся - универсальное социальное действие. В рамках данного модуля Вы научитесь конструировать планируемые результаты, относящиеся к социально-эмоциональному интеллекту, а, значит, и понимать педагогические задачи для из развития.
Особенности программы. Развитие социально-эмоционального интеллекта требует не только изменения норм педагогического общения, но и обустройства дидактической и воспитательной системы, основными функциями которых является "оспосабливание" ребенка в мире. В соответствии с этим перед образованием стоит задача выделить и «употреблять» существующие в современной культуре и обществе способы существования, являющиеся содержанием социального опыта человека. Таким образом, дефиниция «социальный опыт» как устоявшаяся модель социального поведения относительно объектов природы, культуры, техники и социальных объектов становится меркой результативности педагогического процесса.
Содержанием образования в рамках данной программы будет являться педагогически адаптированный социальный опыт. Помимо готовых знаний такое содержание включает в себя опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений. При этом процесс творчества понимается широко: он проявляется при любой деятельности, когда человек не имеет точной инструкции, но сам должен решать, как ему поступать.
Программа предусматривает пробы участников курса в моделировании форм образовательной деятельности (неурочных и внеурочных) и образовательного результата, на которые они направлены. Со-бытие, тренинг, ритуал, семейная традиция, студия, моделирование игры, образовательная экспедиция, клуб, учебный проект, индивидуальная образовательная программа и исследование – тот примерный перечень форм, в которых может возникать «событийная детско-взрослая общность (В.И.Слободчиков), обеспечивающая детей новым социальным опытом.
Принципы построения содержания программы:
∙ единицей измерения качества педагогической работы является приобретаемый детьми «социально- эмоциональный опыт»;
∙ дифференцированный подход в применении форм педагогической деятельности на разных ступенях взросления ребёнка;
∙ преемственность ступеней взросления;
∙ ритуал перехода со ступени на ступень как процесс (место) предъявления состоятельности (самости) взрослеющего человека;
∙ отслеживание показателей взросления внутри ступени через способность человека действовать сообразно (соответственно) учебной, внеаудиторной и общественной практике;
∙ институализации социальной активности воспитанника.
Нормативно - правовая база Программы:
• Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
• Профессиональный стандарт «Педагог», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н;
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая Правительством РФ от 29.05.2015 г № 996-р.
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование новых методов и приемов в развитии социально-эмоционального интеллекта обучающихся.
Задачи:
1. ознакомление с основными понятиями программа «внеурочная деятельность», «социально-эмоциональный интеллект», «социальный опыт», «духовно-нравственная культура»;
2. передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм в развитии социально-эмоционального интеллекта лобучающихся;
2. совместная отработка методических, педагогических, психологических методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе с детьми;
3. содействие развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы;
4. Рефлексия участниками курса проб в рамках содержания программы.
Целевая группа: педагогические работники, организующие и реализующие процесс воспитания в образовательной организации.
Категория слушателей:
- заместитель директора по воспитательной работе;
- классный руководитель;
- воспитатель краевых государственных бюджетных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее КГБОУ) и школ-интернатов;
- социальный педагог;
- воспитатель группы продлённого дня;
- педагоги дополнительного образования.
Трудовая функция: Воспитательная деятельность |
|
Трудовые действия |
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) |
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности |
|
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации |
|
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде |
|
Необходимые знания |
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей |
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их |
|
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников |
- Преподаватель: Светлана Анатольевна Федорова
Разрушение уклада общинной жизни, городского двора, единства веры не способствует полноценному развитию как личности ребёнка, так и формированию личностной полноценности взрослых. Современные типы социальных организованностей имеют деятельностную основу и существуют ровно столько, сколько продолжается сама деятельность. Противоположным социальной организованности является тип объединения "бытийная общность", которая складывается на ценностно-смысловой основе её участников. Высшим уровнем развития такой общности является принятие людьми друг друга, их духовная связь. Знание нормативных границ становления со-бытийных образовательных общностей позволяет профессионально подбирать формы и содержание воспитания подрастающего поколения.
Педагогическое событие - момент реальности, в котором происходит
личностно развивающая, ценностно ориентированная встреча взрослого и
ребенка (их со-бытие).
Цель: Повысить уровень профессиональной
компетентности педагогов по организации и реализации новых форм образовательной
деятельности, обеспечивающих воспитательный потенциал учебного занятия.
Задачи:
1. Спроектировать педагогическую ситуацию как единицу воспитательного процесса и вероятностное со-бытие воспитания.
3. На основании выделенной ситуации разработать сценарий учебного занятия (фрагмента занятия), с учётом требований к разработке со-бытия.
Целевая группа: педагогические работники, организующие и реализующие
процесс воспитания в образовательной организации.
Категория слушателей:
- заместитель директора по воспитательной работе;
- классный руководитель;
- воспитатель краевых государственных бюджетных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее КГБОУ) и школ-интернатов;
- социальный педагог;
- воспитатель группы продлённого дня;
- педагоги дополнительного образования.
Трудовая функция: Профессиональная деятельность по воспитанию |
|
Трудовые действия |
Организация воспитания обучающихся в рамках реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания (программой воспитания и социализации) обучающихся |
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). |
|
Необходимые знания |
Содержание программы духовно-нравственного развития, воспитания (программы воспитания и социализации) обучающихся |
Социально-психологические особенности и закономерности развития детских, детско-взрослых и взрослых сообществ, закономерности поведения в социальных сетях |
|
Закономерности возрастного развития и социализации личности, психологические законы периодизации и кризисов развития |
- Преподаватель: Светлана Анатольевна Федорова
В образовании происходят события, которые еще не до конца исследованы и оставляют за собой множество вопросов. В частности о том, как происходит «вживление» обучающихся и учителей в онлайн-пространство? Как, в связи с этим, трансформируются методики обучения? Как относиться к гаджетам? Как цифровизация нашего общества влияет на детей, характер детских и детско-взрослых взаимоотношений? И, самое главное, как трансформируется школа в связи ее насыщением электронными инструментами и ресурсами?
Социологическое исследование аналитического центра НАФИ, проводимое в 2018 году, показало, что большинство детей и подростков знают о возможностях интернета, могут быстро найти информацию, с легкостью разобраться в интерфейсе нового гаджета или сформировать свою ленту новостей. В то же время они не осознают угроз цифровой среды и склонны верить в ее безопасность. Как итог — только 15% тинейджеров обладают высоким уровнем цифровой грамотности.
Логичным итогом данного исследования стал вопрос - какую роль выполняет сегодня школа в подготовке подрастающего поколения к жизни и работе в эпоху глобальной цифровизации?
Практика же использования школьными педагогами цифровых технологий показала, что 38% педагогов, от 40 до 100% их коллег неуверенно пользуются цифровыми технологиями или вовсе их не используют. Одна пятая (21%) учителей используют цифровые технологии менее 5 лет. Большинство педагогов (91%) активно используют интернет и не испытывают трудностей с работой на компьютере и других цифровых устройствах (84%). При этом педагоги интересуются новыми приложениями, программами и ресурсами (77%) и активно пользуются социальными сетями (71%).
Актуальность данной образовательной программы повышения квалификации работников образования (далее – Программа) обусловлена федеральной политикой в области образования: введены федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования (далее – ФГОС), профессиональный стандарт педагога, реализуется Национальный проект «Образование», включающий в себя такие федеральные проекты как «Новые возможности для каждого», в п.1.1. о создании платформы непрерывного образования и набора сервисов, обеспечивающих гражданам возможность учиться в течение всей жизни, а также возможность получить знания и навыки вне системы образования; «Цифровая образовательная среда» в п. 1.19, 1.20 по внедрению в учебные программы современных цифровых технологии и обновления информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов.
Для достижения новых образовательных результатов, актуализированных в данных документах, предъявляются новые требования к квалификации педагогов, к тому, какими навыками они должны овладеть.
Цель программы: Освоение педагогами подходов и онлайн-инструментов для развития ключевых soft skills 2020-2030х.
Задачи программы:
1. Познакомить концептуальными основаниями по развитию и совершенствованию softs kills.
2. Представить онлайн инструменты для развития ключевых softs kills, таких как: коммуникативность, критическое мышление, кооперация (сотрудничество), креативность (отказ от стереотипного мышления).
3. Организовать подготовку части сценария со-бытия с использованием изученных онлайн-инструментов.
Отличительная особенность программы.
Данная программа призвана ответить на 3 основных вопроса:
- какие новые образовательные результаты (навыки будущего) нам нужны?
- с помощью каких онлайн инструментов они формируются?
- какие навыки педагогов и их мотивация нужны для применения этих навыков?
Содержание программы способствует развитию у педагогов таких профессиональных грамотностей как:
1. информационная;
2. компьютерная;
3. медиа;
4. социально-коммуникативная.
Итоговая работа: часть сценария образовательного со-бытия с использованием изученных онлайн-инструментов.
Целевая группа: педагогические работники, организующие и реализующие процесс воспитания в образовательной организации.
Категория слушателей:
- заместитель директора по воспитательной работе;
- классный руководитель;
- воспитатель краевых государственных бюджетных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее КГБОУ) и школ-интернатов;
- социальный педагог;
- воспитатель группы продлённого дня;
- педагоги дополнительного образования.
Формы и режим занятий.
Организация обучения по программе «Онлайн инструменты формирования навыков будущего» осуществляется в дистанционной форме.
Объем учебного времени: 16 часов.
Содержание программы способствует развитию у педагогов следующих трудовых действий, умений и знаний согласно профессиональному стандарту педагога:
Знают:
- о роли и степени влияния информации на жизнь человека;
- о многообразии источников информации, форм и каналов её распространения;
- отличия цифровых коммуникаций от живого общения;
- технологические тренды
Умеют:
- искать и находить информацию на разных ресурсах;
- пользоваться цифровыми устройствами;
- искать новости в разных источниках, проверять их полноту и достоверность;
- работать с новыми и современными технологиями (приложениями, гаджетами)
Действуют:
- формируют у учеников навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями;
- организуют и проводят образовательные события с использованием онлайн-ресурсов.
- Преподаватель: Наталья Владимировна Дегтярева
- Преподаватель: Светлана Анатольевна Федорова