Контакты:

Актуальность модуля задается современными вызовами к педагогу нового поколения. Умение оформлять свои идеи в методические разработки для последующей передачи (осмысления, рефлексии и использования) педагогическому сообществу чрезвычайно важны.

И проектирование, и исследование как современные и перспективные для образования виды деятельности содержат в обязательном порядке известные риски, поскольку ориентированы на неопределенное будущее. Отсюда, готовность к риску и деятельности в условиях неопределенности требует иных форм освоения.

Содержание модуля способствует развитию у педагогов таких профессиональных компетенций как:

1.              Проектные (определение области изменений, определение необходимости и уместности изменений, разработка действий по осуществлению изменений - планирование, организация ресурсов).

1.              Цифровые (преобразование информационного контента, организация программных продуктов в образовательных контекстах).

2.              Организационные (целеполагание для коллективной деятельности, разработка условий для достижения целей, разработка структур, менеджмент).

3.              Умение учиться (различение социальных и учебных задач, обращение к учебному действию, самомотивация).

4.              Разрешение проблем и конфликтов (критическое мышление, сценирование и режиссура).

 

Цель модуля трека в рамках данной программы ПК: создать интерактивную образовательную среду, позволяющую организовать работу по обобщению опыта педагогов.

 Задачи программы:

1.                  создать условия для проектирования и реализации методических проб педагогов;

2.                  организовать сопровождение и супервизию методических проб педагогов;

3.                  организовать предъявление методических разработок в сообществе; 

4.                  организовать супервизорскую, коллегиальную и персональную оценку и рефлексию методических разработок участника.

 

Отличительные особенности программы:

·          в отличие от практического модуля, где акцент был сделан на инструментах, способах учителя по созданию условий для формирования критического мышления у учащихся, на продуктном модуле данной программы ПК предмет работы- методическая компетентность педагога. Данный модуль предполагает упаковку, оформление замысла пробы в методическую разработку для последующей передачи (осмысления, рефлексии и использования) педагогическому сообществу.

·          участники могут выбрать и оформить практическую пробу второго модуля в методическую разработку, либо сконструировать, опробовать и описать новую методическую разработку; 

·          пространство для индивидуальных и командных методических разработок. Оформление притязаний на стартовом этапе может служить способом группирования участников трека: участники со схожими идеями методических разработок могут по своему желанию объединяться в пары или тройки и осуществлять совместную разработку (либо продолжать работать в микрогруппе со второго модуля). Такой вариант с одной стороны, облегчает для участника движение по модулю (в командной работе персональные вклады могут различаться), с другой стороны, необходимость совместного действия и коммуникации усложняет и требует особых усилий по распределенному “мышлению”, что само по себе уже является тренировкой критического мышления; 

- модель критического мышления является предметом соглашения авторов программы. Методическая разработка предполагает осмысление и описание того, какая модель критического мышления является основанием для конструирования разработки. Предполагается, что при пробе конструирования на основе модели, сама модель может претерпевать изменения, достройки и т.д. Такая “пластичность” характера программы задает трудности для ее менеджмента, но и вместе с этим открывает возможность для подлинного СОучастия (соавторства)  учителя в программе.   Такой процесс “оживления” модели за счет конструирования пробы на ее основе позволяет в перспективе делать выводы относительно валидности модели и открывает возможность для ее пересмотра и персонального движения участника.

- программа продуктного модуля реализуется в трех  блоках: проектировочном, практическом и диагностическом и направлена на оформление и апробацию методических разработок для развития критического мышления у учащихся;

- модуль реализуется через дистанционные формы обучения с использованием платформ Moodle, Zoom, Miro, Padlet, Menti.com и др. Дистанционная часть программы реализуется через личный кабинет и форум основной платформы трека;

- индивидуализация обучения реализуется через возможность выбора замысла разработки в зависимости от притязаний педагога  (критическое мышление может выступать как предмет тренировки в выбранной пробе или как метапредмет в выбранной педагогом пробе);

- в самом устройстве модуля реализована модель критического мышления: проектирование предполагает принятие решений в социальном контексте, что означает обращение к критическому мышлению самого педагога. Таким образом, критическое мышление выступает и как условие (инструмент) и как предмет проектирования. 

- формирующее оценивание представляет собой сочетание экспертной, внутригрупповой (оценка коллег по треку) и самооценки. Это дает возможность участнику увидеть обратную связь профессионального сообщества и соотнести ее с собственной оценкой. 

- разные уровни предъявления результатов.. Ценность методических разработок состоит в том, что они могут быть опорой для профессиональной коммуникации и взаимного обогащения, для фиксации и оформления успешных практик с возможностью их передачи. Данный модуль предполагает предъявление результатов на уровне своей общественной организации, на уровне РМО, СМО, в рамках профессиональных событий, таких как: конференция “Практики развития”, “Современная дидактика” и т.д. 

 

Этапы и продолжительность образовательного процесса

Организация обучения по модулю “Практики развития критического мышления” осуществляется в очно-заочной форме, реализуется в дистанционном и реальном формате.

Трудоемкость модуля: 32 ак.часа (25 – заочно, 7 - очно).

Модуль предполагает 32 рабочих часа, но они могут занимать бОльший промежуток реального времени, так как некоторые этапы требуют остановки и осмысления (ориентировочно второй модуль может быть развернут в течение 3х-4х недель).

 

Набор слушателей на третий модуль программы дополнительного профессионального образования “Критическое мышление” происходит при условии выпуска из второго модуля. На старте продуктного модуля участнику предлагается оформить замысел своей методической разработки (рамочно). Далее участник оформляет свою разработку, апробирует ее и представляет к защите. Выход из продуктного модуля представляет собой экспертную оценку методической разработки (взаимоэкспертиза, супервизия, самооценивание).

Категория слушателей – педагоги основного и среднего уровня общего образования, педагоги дополнительного образования.

Используемые формы и методы обучения: самостоятельная работа – индивидуальная или групповая – оформление разработки, апробация, представление к защите, консультации, экспертная оценка.

Результаты освоения модуля:

1.                  участники будут уметь оформлять собственные методические разработки, направленные на развитие критического мышления у школьников;

2.                  участники будут уметь рефлексировать собственные методические разработки, направленные на развитие критического мышления у школьников.

Итоговый документ: удостоверение о повышении квалификации установленного образца.