Контакты:
-
Юлия Олеговна ЛисанкенеПреподаватель
Актуальность модуля задается современными вызовами, которые фиксируют исключительную роль учителя в организации процесса обучения. Современный учитель должен уметь создавать условия не только для освоения предметных навыков, но и важнейших компетенций.
Развитие у учащихся способности самостоятельно мыслить, решать проблемные и творческие задачи – невозможно без формирования критического мышления. Таким образом, задачей учителя становится не только переосмысление содержания своей педагогической деятельности, но и изменение педагогического дизайна урока и тех образовательных событий, которые он организовывает.
Содержание модуля способствует развитию у педагогов таких профессиональных компетенций как:
1. Проектные (определение области изменений, определение необходимости и уместности изменений, разработка действий по осуществлению изменений - планирование, организация ресурсов).
1. Цифровые (преобразование информационного контента, организация программных продуктов в образовательных контекстах).
2. Организационные (целеполагание для коллективной деятельности, разработка условий для достижения целей, разработка структур, менеджмент).
3. Умение учиться (различение социальных и учебных задач, обращение к учебному действию, самомотивация).
4. Разрешение проблем и конфликтов (критическое мышление, сценирование и режиссура).
Цель программы ДПО: обеспечить освоение учителями методических приемов и инструментов развития критического мышления.
Задачи программы ДПО:
1. создать условия для организации практических проб участников программы по формированию критического мышления;
2. организовать сопровождение и супервизию практических проб педагогов;
3. организовать супервизорскую, коллегиальную и персональную оценку и рефлексию практических проб участника;
Отличительные особенности программы:
· в отличие от теоретического модуля, где основной акцент делается на самого учителя и его собственное критическое мышление, на практическом модуле предмет работы- инструменты, способы учителя для создания условий по формированию критического мышления у учащихся;
· пространство для индивидуальных и командных практических проб. Оформление притязаний на стартовом этапе может служить способом группирования участников трека: участники со схожими идеями практических проб могут по своему желанию объединяться в пары или тройки и осуществлять совместную разработку. Такой вариант с одной стороны облегчает для участника движение по модулю (в командной работе персональные вклады могут различаться), с другой стороны, необходимость совместного действия и коммуникации усложняет и требует особых усилий по распределенному “мышлению”, что само по себе уже является тренировкой критического мышления;
- модель критического мышления является предметом соглашения авторов программы и разрабатывается совместно в процессе участия в программе ПК. На выходе из первого модуля в результате соглашения авторов программы появляется модель критического мышления. Функция модели состоит в том, что она служит основанием для конструирования практической пробы по формированию критического мышления. Предполагается, что при пробе конструирования на основе модели, сама модель может претерпевать изменения, достройки и т.д. Такая “пластичность” характера программы задает трудности для ее менеджмента, но и вместе с этим открывает возможность для подлинного СОучастия (соавторства) учителя в программе. Такой процесс “оживления” модели за счет конструирования пробы на ее основе позволяет в перспективе делать выводы относительно валидности модели и открывает возможность для ее пересмотра и персонального движения участника;
-программа практического модуля реализуется в трех блоках: проектировочном, практическом и диагностическом и направлена на разработку и реализацию проб развития критического мышления у учащихся;
- модуль реализуется через дистанционные формы обучения с использованием платформ Moodle, Zoom, Miro, Padlet, Menti.com и др. Дистанционная часть программы реализуется через личный кабинет и форум основной платформы трека;
- индивидуализация обучения реализуется через возможность выбора замысла проектной пробы в зависимости от притязаний педагога (критическое мышление может выступать как предмет тренировки в выбранной пробе или как метапредмет в выбранной педагогом пробе);
- в самом устройстве модуля реализована модель критического мышления: проектирование предполагает принятие решений в социальном контексте, что означает обращение к критическому мышлению самого педагога. Таким образом, критическое мышление выступает и как условие (инструмент) и как предмет проектирования.
- формирующее оценивание представляет собой сочетание экспертной, внутригрупповой (оценка коллег по треку) и самооценки. Это дает возможность участнику увидеть обратную связь профессионального сообщества и соотнести ее с собственной оценкой.
Этапы и продолжительность образовательного процесса
Организация обучения по модулю “Критическое мышление и его место в школьной действительности” осуществляется в очно-заочной форме, с применением дистанционного формата.
Трудоемкость модуля: 33 ак.часа (27 – заочно, 6 - очно).
Модуль предполагает 33 рабочих часа, но они могут занимать бОльший промежуток реального времени, так как некоторые этапы требуют остановки и осмысления (ориентировочно второй модуль может быть развернут в течение 3х-4х недель).
Набор слушателей на программу дополнительного профессионального образования “Критическое мышление” происходит при прохождении и успешно пройденной аттестации по теоретическому модулю (более 80 % верных ответов) + оформление замысла проектной пробы участника программы. Возможен вход в трек сразу в практический модуль, при условии, что участник выполняет успешно выходной тест теоретического модуля. Тем участникам, кто имеет подтвержденную пройденную аттестацию по первому модулю, автоматически засчитываются 2 часа входной диагностики практического модуля. Если диагностика пройдена с меньшими баллами, участнику предлагается пройти первый модуль трека.
Выход из практического модуля представляет собой экспертную оценку практической пробы на основе формирующего оценивания.
Категория слушателей – педагоги основного и среднего уровня общего образования, педагоги дополнительного образования, успешно прошедшие аттестацию по первому модулю.
Используемые формы и методы обучения: самостоятельная работа –оформление разработки, апробация, взаимоэкспертиза, супервизия, самооценивание, экспертная оценка.
Результаты освоения программы ДПО:
1. будут уметь применять инструменты и методические приемы развития критического мышления у школьников.
2. будут уметь осуществлять рефлексию практической пробы по развитию критического мышления у школьников.
Итоговый документ: удостоверение о повышении квалификации установленного образца.