Contacts:
-
Юлия Олеговна ЛисанкенеПреподаватель
-
Марине Раздановна НагапетянПреподаватель
Уважаемые педагоги! Приветствую Вас на треке “Критическое мышление”, который состоит из трех модулей:
Модуль 1 “Критическое мышление как компетентность”;
Модуль 2 “ Критическое мышление и его место в школьной действительности”;
Модуль 3 “Практики развития критического мышления”.
Данный трек может быть интересен тем, кто стремится формировать в учениках умение принимать эффективные решения и осуществлять качественную рефлексию, видеть ловушки, противоречия и основания для действия.
Первый модуль трека направлен на компетентность самого педагога, а именно на оформление его представлений о структурно-динамической модели критического мышления, на знакомство с основными инструментами и составными критического мышления. Практический модуль предназначен для проектирования и сопровождения педагогических проб формирования критического мышления на практике.
Продуктный модуль предполагает предъявление и обсуждение педагогических практик в профессиональном сообществе и формирование карты успешных практик развития критического мышления.
Предлагаю Вам пройти этот интересный путь. Не обещаю, что будет легко и понятно, но точно интересно.
Актуальность программы обусловлена современными вызовами к системе общего образования. В условиях модернизации роль свободно и самостоятельно мыслящего педагога становиться ключевой. Способности обнаруживать социальные ситуации, требующих критического мышления, ставить проблемные вопросы и стремиться к поиску решений и ответов задают возможности для качественного преобразования образовательной среды: социальных отношений, образовательной деятельности, пространственно-предметного компонента. Известно, что развивать способность критически мыслить в учениках может только тот педагог, который сам обладает данной компетентностью.
Цель программы - обеспечить возможность освоения критической компетентности участниками программы.
Задачи программы:
1) оснастить участников культурно-историческими основаниями критической компетентности;
2) создать условия для построения и оформления слушателями структурно-динамической модели компетентности;
3) организовать тренировки участников трека в критическом мышлении;
4) организовать самоопределение участников относительно мест проб и применения критического мышления в школьной действительности.
Отличительные особенности программы:
- модель критического мышления является предметом соглашения авторов программы. Задача участников трека, реализуемая в рамках данной программы – опираясь на теоретические источники, оформить собственную модель компетентности, что предполагает возможность возникновения дискуссии между разработчиками, преподавателями и участниками программы по согласованию модели;
- возможность соавторства реализуется через проблематизацию и достраивание модели критической компетентности, а также через содержательное наполнение элементов практического блока;
- программа теоретического модуля реализуется в трех блоках: культурно-историческом, практическом и диагностическом и направлена на совершенствование критической компетентности самого педагога;
- модуль реализуется в рамках данной программы через дистанционные формы обучения с использованием платформ Moodle, Zoom, Miro, Padlet, Menti.com и др. Дистанционная часть программы реализуется через личный кабинет и форум основной платформы трека.
- большой репертуар форм и видов деятельности: практические занятия, игровые процедуры, проблемная дискуссия, самостоятельная работа, консультации, групповая и индивидуальная рефлексия в онлайн и оффлайн форматах. Программа опирается на системно-деятельностный и проблемно-рефлексивный подходы в образовании;
- индивидуализация обучения реализуется через возможность выбирать тренируемый элемент, уровень сложности и форму тренировки;
- в самом устройстве модуля реализована модель критического мышления: обучаясь, участник проходит этапы критического мышления, каждый раз обращаясь к приобретенному опыту.
В основу программы заложена модель критического мышления, которая является результатом обобщения и интерпретации источников, использованных авторами при разработке программы трека. Предложенная модель является предметом соглашения разработчиков программы и может быть проблематизирована и изменена в процессе реализации трека.
В узком смысле, критическое мышление понимается авторами программы, как качество, свойство мышления конкретного человека, которое включает в себя такие характеристики, как сомнение, открытость, скептицизм.
В широком смысле, в данной программе
критическое мышление видится как технология, ядром которой является принятие
решения в социальном контексте (рис. Модель критического мышления). Критическая
компетентность включает в себя ряд этапов, каждый из которых приближает
индивида к разрешению проблемы, конфликта. Кроме того, успешное прохождение
этапов связано с овладением инструментами мышления.
Этапы и продолжительность образовательного процесса
Организация обучения по программе осуществляется в очно-заочной форме, реализуется в дистанционном и реальном формате.
Объем учебного времени: 36 часов (8 часов очно, 28 часов дистанционно).
Этапность в реализации программы задается логикой ее разворачивания, и предполагает работу с двумя блоками: культурно – историческим (инвариантная часть) и практическим (вариативная часть).
Категория слушателей – педагоги общего и дополнительного образования.
Используемые формы и методы обучения: практические занятия, игровые процедуры, проблемная дискуссия, самостоятельная работа, консультации, групповая и индивидуальная рефлексия.
Результаты освоения программы
1) В результате прохождения культурно - исторического блока программы слушатели будут знать:
- содержание этапов и подходов к изучению критического мышления;
- содержание, структуру и динамику критической компетентности;
- отличительные особенности критического мышления от других типов мышления.
2) В результате прохождения практического блока программы слушатели будут уметь:
- обнаруживать ситуации социальной действительности, в которых уместно и востребовано использование навыков критического мышления;
- обнаруживать и оформлять конфликты и проблемные ситуации;
- использовать техники, методы и инструменты для анализа проблемной ситуации и выработки решений;
- осуществлять рефлексию собственной деятельности.