Контакты:

Уважаемые педагоги! Приветствую Вас на треке “Критическое мышление”, который состоит из трех модулей: 

Модуль 1 “Критическое мышление как компетентность”;

Модуль 2 “ Критическое мышление и его место в школьной действительности”; 

Модуль 3 “Практики развития критического мышления”.

Данный трек может быть интересен тем, кто стремится формировать в учениках умение  принимать эффективные решения и осуществлять качественную рефлексию, видеть ловушки, противоречия и основания для действия. 

Первый модуль трека направлен на компетентность самого педагога, а именно на оформление его представлений о структурно-динамической модели критического мышления, на знакомство с основными инструментами и составными критического мышления. Практический модуль предназначен для проектирования и сопровождения педагогических проб формирования критического мышления на практике. 

Продуктный модуль предполагает предъявление и обсуждение педагогических практик в профессиональном сообществе и формирование карты успешных практик развития критического мышления. 

Предлагаю Вам пройти этот интересный путь. Не обещаю, что будет легко и понятно, но точно интересно.


Актуальность программы обусловлена современными вызовами к системе общего образования. В условиях модернизации роль свободно и самостоятельно мыслящего педагога становиться ключевой. Способности обнаруживать социальные ситуации, требующих критического мышления, ставить проблемные вопросы и стремиться к поиску решений и ответов задают возможности для качественного преобразования образовательной среды: социальных отношений, образовательной деятельности, пространственно-предметного компонента. Известно, что развивать способность критически мыслить в учениках может только тот педагог, который сам обладает данной компетентностью.

Цель программы - обеспечить возможность освоения критической компетентности участниками программы.

Задачи программы:

1) оснастить участников культурно-историческими основаниями критической компетентности;

2) создать условия для построения и оформления слушателями структурно-динамической модели компетентности;

3) организовать тренировки участников трека в критическом мышлении;

4) организовать самоопределение участников относительно мест проб и применения критического мышления в школьной действительности.

 

Отличительные особенности программы:

- модель критического мышления является предметом соглашения авторов программы. Задача участников трека, реализуемая в рамках данной программы – опираясь на теоретические источники, оформить собственную модель компетентности, что предполагает возможность возникновения дискуссии между разработчиками, преподавателями и участниками программы по согласованию модели;

- возможность соавторства реализуется через проблематизацию и достраивание модели критической компетентности, а также через содержательное наполнение элементов практического блока;

- программа теоретического модуля реализуется в трех блоках: культурно-историческом, практическом и диагностическом и направлена на совершенствование критической компетентности самого педагога;

- модуль реализуется в рамках данной программы через дистанционные формы обучения с использованием платформ Moodle, Zoom, Miro, Padlet, Menti.com и др. Дистанционная часть программы реализуется через личный кабинет и форум основной платформы трека.

- большой репертуар форм и видов деятельности: практические занятия, игровые процедуры, проблемная дискуссия, самостоятельная работа, консультации, групповая и индивидуальная рефлексия в онлайн и оффлайн форматах. Программа опирается на системно-деятельностный и проблемно-рефлексивный подходы в образовании;

- индивидуализация обучения реализуется через возможность выбирать тренируемый элемент, уровень сложности и форму тренировки;

- в самом устройстве модуля реализована модель критического мышления: обучаясь, участник проходит этапы критического мышления, каждый раз обращаясь к приобретенному опыту.

В основу программы заложена модель критического мышления, которая является результатом обобщения и интерпретации источников, использованных авторами при разработке программы трека. Предложенная модель является предметом соглашения разработчиков программы и может быть проблематизирована и изменена в процессе реализации трека.

В узком смысле, критическое мышление понимается авторами программы, как качество, свойство мышления конкретного человека, которое включает в себя такие характеристики, как сомнение, открытость, скептицизм.

В широком смысле, в данной программе критическое мышление видится как технология, ядром которой является принятие решения в социальном контексте (рис. Модель критического мышления). Критическая компетентность включает в себя ряд этапов, каждый из которых приближает индивида к разрешению проблемы, конфликта. Кроме того, успешное прохождение этапов связано с овладением инструментами мышления.

 Этапы и продолжительность образовательного процесса

Организация обучения по программе осуществляется в очно-заочной форме, реализуется в дистанционном и реальном формате. 

Объем учебного времени: 36 часов (8 часов очно, 28 часов дистанционно).

Этапность в реализации программы задается логикой ее разворачивания, и предполагает работу с двумя блоками: культурно – историческим (инвариантная часть) и практическим (вариативная часть).

Категория слушателей – педагоги общего и дополнительного образования.

Используемые формы и методы обучения: практические занятия, игровые процедуры, проблемная дискуссия, самостоятельная работа, консультации, групповая и индивидуальная рефлексия.

Результаты освоения программы

1)         В результате прохождения культурно - исторического блока программы слушатели будут знать:

- содержание этапов и подходов к изучению критического мышления;

- содержание, структуру и динамику критической компетентности;

- отличительные особенности критического мышления от других типов мышления.

2)         В результате прохождения практического блока программы слушатели будут уметь:

- обнаруживать ситуации социальной действительности, в которых уместно и востребовано использование навыков критического мышления;

- обнаруживать и оформлять конфликты и проблемные ситуации;

- использовать техники, методы и инструменты для анализа проблемной ситуации и выработки решений;

- осуществлять рефлексию собственной деятельности.